25/11/2008 Ситуация на рынке вторичных материалов

Отходы дорожают.

В нашем городе ежегодно образуется более 3 млн тонн строительных отходов. Их запасы пополняются в основном за счет сноса ветхого жилья, строительства нового и укладки дорог. По оценкам экспертов, ежегодный прирост составляет около 25%.

При сносе старых зданий главные отходы - это бой кирпичной кладки и железобетона, в остальных случаях - грунты. До 90% всего строительного мусора отправляется на свалки, часто - несанкционированные.

Даже грунт, который не требует переработки, редко получает вторую жизнь. "А его можно использовать хотя бы для рекультивации земель", - говорит Георгий Бардашев, заместитель председателя Жилищного комитета Петербурга.

Чиновники сейчас разрабатывают проект постановления, по которому разрешат сносить здания только тем компаниям, которые владеют оборудованием по переработке отходов. Впрочем, операторы рынка говорят, что таких мер недостаточно, и другая проблема - это громоздкий механизм переведения отходов в статус материалов.

"До этого момента мы не можем пускать строительный мусор на вторичное производство, - говорит Федор Зеленков, руководитель службы перспективного развития консорциума "Терминатор". - В нашей практике было не более 80 случаев, когда мы переводили отходы в другой статус. Как правило, это небольшие партии, отпускаемые под конкретные заказы - по 1000-5000 куб.м".

В итоге загрузка оборудования, перерабатывающего мусор, сегодня не превышает 25%.

 

Операторы рынка выступают со своими предложениями.

"Дело даже не в том, что перевод отходов в статус материалов занимает много времени, - говорит Сергей Чавкин, генеральный директор компании "Ольвекс". - Нам негде эти отходы хранить, пока идет переоформление. Если отвезти их на полигон - забирать оттуда будет невыгодно. Нужно создать площадки, на которых можно складировать мусор до легализации".

Как рассказывают специалисты, такие перехватывающие свалки есть и сейчас, но они несанкционированные, и переработка отходов ведется незаконным путем. "Нам неоднократно звонили и предлагали дешево купить строительный мусор, - рассказывает г-н Чавкин. - Мы, к сожалению, вынуждены отказывать. Такая сделка будет незаконна. Проигрывают в результате и предприниматели, и государство".

 

Московские разборки

Особый интерес вызвал доклад об опыте Москвы по борьбе со строительными отходами. Когда столица достигла объемов прироста строительного мусора на 800 000 тонн в год (в основном за счет сноса ветхих пятиэтажек), местные полигоны перестали справляться.

"Это была критическая точка, и мы начали искать выход, - рассказывает Адам Гонопольский, генеральный директор ГУП "Экотехпром". - Сначала выбрали неправильный путь: купили на бюджетные деньги шесть огромных дробилок и доверили заниматься переработкой частным компаниям. Но оказалось, что вторичные стройматериалы очень дешевы и к тому же пока плохо раскупаются. То есть заработать на отходах у частников не получается".

Тогда правительство Москвы решило сосредоточить все перерабатывающие линии в одних руках, передав их государственному унитарному предприятию "Грунт". Оно имеет льготы, например при размещении отходов на полигонах, поэтому смогло сделать этот бизнес прибыльным.

"Но главное то, что в Москве мы стараемся разбирать, а не сносить здания, - считает г-н Гонопольский. - Не стоит крушить все подряд, потому что не любое дерево можно отправить на переработку, а керамические изделия так и вовсе нельзя".

Другое московское ноу-хау заключается в системе выдачи специальных лицензий на перевозку строительных отходов. Как рассказывают очевидцы, компании-перевозчики долго возмущались нововведениями, зато ситуация сразу улучшилась: незаконных свалок стало меньше, а объем переработки возрос.

 

Нехватка классов

"Обычные дробильные установки не справятся со строительными отходами, - говорит Василий Арсентьев, директор по исследованиям НПК "Механобр-техника". - Нужна специальная техника. В России ее выпускают не так много компаний".

Недавно "Механобр-техника" разработала машину, которая производит щебень из кирпичной и бетонной крошки. Оборудование, на котором можно выпускать вторичные стройматериалы, постоянно обновляется. Так, некоторые линии уже могут самостоятельно отсеивать материалы, например отделять бетон от металла.

Впрочем, специалисты надзорных органов советуют не торопиться с производством вторичных материалов.

"Использовать грунты и отходы можно, но не все подряд, - говорит Борис Леднев, заместитель начальника Управления Ростехнадзора по Петербургу. - Мы ведь потом из вторичных материалов строим дома, а не площадку для Байконура, и в этих домах будут жить люди". Чиновники отмечают, что нельзя применять материалы, не убедившись в их безопасности. А такая уверенность требует масштабной проверки или полноценной переработки.

"У нас дальше дробления кирпича и бетонов мысль не идет, - продолжает Борис Леднев. - Но это трудно считать переработкой. В Голландии полный цикл может составлять около десяти лет. Только тогда можно быть уверенным в безопасности материала".

Чиновники и представители бизнеса полностью сошлись во мнении, что нынешняя классификация отходов уже не соответствует потребностям рынка. Сегодня весь строительный мусор делится на пять классов опасности (самый вредный - первый).

"На самом деле разновидностей отходов куда больше, и нужно ввести хотя бы 50 разных ставок за их размещение на полигонах, - рассуждает Борис Леднев. - Если материал нельзя использовать для дальнейшего производства, ставка должна быть минимальной, если можно - то большой, чтобы стимулировать переработку".

С ним соглашается Адам Гонопольский. В свою очередь, он предложил Ростехнадзору выступить инициатором таких поправок к действующей системе классификации отходов. Те обещали заняться этими вопросами, если получат поддержку операторов рынка.

/по материалам prom07.ru/

Виконуємо різноманітні оздоблювальні роботи в офісах та інших комерційних приміщеннях.